ОПЫТ МАСТЕРА
Методика развивающего обучения – это система качественно новых знаний, предлагающих
принципиально иное построение учебной деятельности, не имеющей ничего общего с
репродуктивным, основанным на натаскивании и зазубривании, обучении и
консервативном педагогическом сознании.
Под развивающим обучением
понимают способ организации обучения, содержание, методы и формы организации
которого прямо ориентированы на всестороннее развитие ребенка.
Суть концепции развивающего обучения заключается в создании условий,
когда развитие школьника превращается в главную задачу как для учителя, так и
для самого ученика.
Эта сложная педагогическая
проблема решается последовательно:
·
на
первом этапе (начальная школа – первые 5 лет) – путем формирования у ребенка
потребности и способности к саморазвитию,
·
а
в последующие годы – за счет усиления этой способности и создания условий для
ее максимальной реализации.
Развивающая система должна
обеспечить кроме знаний, умений и навыков, способы самостоятельного постижения
знаний по учебным предметам. Только тогда эти знания будут способствовать
·
развитию
способностей в процессе осуществления самостоятельной познавательной
деятельности, а также
·
обеспечению
эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования,
·
формированию
гуманистической направленности личности.
Такой подход культивирует
творческое отношение к деятельности, формирует общеучебные умения, способствует
овладению средствами и способами мышления, развивает воображение, внимание,
память, волю, формирует эмоциональную культуру и культуру общения.
Школа должна формировать у
учащихся прочную основу знаний. Знания преобразуются мышлением, и в этом смысле
они являются средством развития мышления. Развитие мышления обеспечивается
целенаправленно организуемой деятельностью, когда в центре внимания учителя
оказывается проблема не столько получения знаний, сколько процесс включенности
ученического интеллекта в решение учебной задачи. Владение приемами усвоения знаний закладывает
основу для активности человека и осознания им самого себя как познающего
субъекта, умеющего самостоятельно строить процесс познания.
Школа, работающая в системе
развивающего обучения, призвана передать подрастающим поколениям опыт
творческого мышления, творческой поисковой деятельности по решению новых
проблем.
Разработчики технологии развивающего обучения считают, что система усвоенных школьником, сформированных в его сознании теоретических понятий становится основой дальнейшей эффективной творческой учебной деятельности школьников. Решая проблему развития мышления школьников, которая выступает в качестве основной цели обновляющейся школы, разработчики развивающего обучения обеспечивают решение и всех остальных задач, которые стоят перед образовательными институтами, но подходят ко всему остальному как средству ее достижения.
На сегодняшний день в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий развивающего обучения, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. В 1996 г. Министерство образования России официально признало существование системы Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Остальные развивающие технологии имеют статус авторских, альтернативных.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ"
Термин "развивающее
обучение" обязан своим происхождение В.В. Давыдову. Введенный
для обозначения ограниченного круга явлений он довольно скоро вошел в массовую
педагогическую практику не только для организации образовательного процесса в
младших классах, но и как основное
направление работы педагога в соответствии с ФГОС ООО и СОО. Как показывают
наблюдения и опыт, любое обучение и воспитание можно назвать "развивающим".
Но все проблемы заключаются в том, что конкретно развивают данные виды обучения и воспитания, и соответствует ли при этом наблюдаемое развитие возрастным возможностям человека, поэтому необходима четкая взаимосвязь между выбором конкретных педагогических технологий и возрастом обучающихся на уроках.
Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач, поставленных в рамках учебной дисциплины обусловлен потребностью сформировать общекультурные компетенции, необходимые для межличностного взаимодействия и сотрудничества, а также обеспечивать требуемое качество обучения на всех его этапах.
Рассмотрим некоторые педагогические технологии, удовлетворяющие понятию «РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ»
О технологии проблемного обучения
О технологии блочно-модульного обучения
Комментарии
Отправить комментарий