ОПЫТ МАСТЕРА

Методика развивающего обучения  – это система качественно новых знаний, предлагающих принципиально иное построение учебной деятельности, не имеющей ничего общего с репродуктивным, основанным на натаскивании и зазубривании, обучении и консервативном педагогическом сознании.

Под развивающим обучением понимают способ организации обучения, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на всестороннее развитие ребенка.

Суть концепции развивающего обучения заключается в создании условий, когда развитие школьника превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика.

Эта сложная педагогическая проблема решается последовательно:

·       на первом этапе (начальная школа – первые 5 лет) – путем формирования у ребенка потребности и способности к саморазвитию,

·       а в последующие годы – за счет усиления этой способности и создания условий для ее максимальной реализации.

Развивающая система должна обеспечить кроме знаний, умений и навыков, способы самостоятельного постижения знаний по учебным предметам. Только тогда эти знания будут способствовать

·       развитию способностей в процессе осуществления самостоятельной познавательной деятельности, а также

·       обеспечению эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования,

·       формированию гуманистической направленности личности.

Такой подход культивирует творческое отношение к деятельности, формирует общеучебные умения, способствует овладению средствами и способами мышления, развивает воображение, внимание, память, волю, формирует эмоциональную культуру и культуру общения.

Школа должна формировать у учащихся прочную основу знаний. Знания преобразуются мышлением, и в этом смысле они являются средством развития мышления. Развитие мышления обеспечивается целенаправленно организуемой деятельностью, когда в центре внимания учителя оказывается проблема не столько получения знаний, сколько процесс включенности ученического интеллекта в решение учебной задачи.  Владение приемами усвоения знаний закладывает основу для активности человека и осознания им самого себя как познающего субъекта, умеющего самостоятельно строить процесс познания.

Школа, работающая в системе развивающего обучения, призвана передать подрастающим поколениям опыт творческого мышления, творческой поисковой деятельности по решению новых проблем.

Разработчики технологии развивающего обучения считают, что система усвоенных школьником, сформированных в его сознании теоретических понятий становится основой дальнейшей эффективной творческой учебной деятельности школьников. Решая проблему развития мышления школьников, которая выступает в качестве основной цели обновляющейся школы, разработчики развивающего обучения обеспечивают решение и всех остальных задач, которые стоят перед образовательными институтами, но подходят ко всему остальному как средству ее достижения.

    На сегодняшний день в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий развивающего обучения, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики. В 1996 г. Министерство образования России официально признало существование системы Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Остальные развивающие технологии имеют статус авторских, альтернативных. 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ"

Термин "развивающее обучение" обязан своим происхождение В.В. Давыдову. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику не только для организации образовательного процесса в младших классах, но и как основное направление работы педагога в соответствии с ФГОС ООО и СОО. Как показывают наблюдения и опыт, любое обучение и воспитание можно назвать "развивающим".

Но все проблемы заключаются в том, что конкретно развивают данные виды обучения и воспитания, и соответствует ли при этом наблюдаемое развитие возрастным возможностям человека, поэтому необходима четкая взаимосвязь между выбором конкретных педагогических технологий и возрастом обучающихся на уроках.

Выбор образовательных технологий для достижения целей и решения задач, поставленных в рамках учебной дисциплины обусловлен потребностью сформировать общекультурные компетенции, необходимые для межличностного взаимодействия и сотрудничества, а также обеспечивать требуемое качество обучения на всех его этапах.

Рассмотрим некоторые педагогические технологии, удовлетворяющие понятию «РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ»

О технологии проблемного обучения

О технологии блочно-модульного обучения


Комментарии